в День города Москвы, 7 сентября

Эксперты обсудили порядок антикоррупционного нормоконтроля

29 ноября 2013 года по инициативе регионального отделения ассоциации юристов России был проведено заседание «круглого стола» по вопросам, связанным с антикоррупционной общественной экспертизой в законодательном процессе. В мероприятии приняли участие эксперты в сфере законотворчества, борьбы с коррупцией и административного права.

С первым докладом «Антикоррупционная общественная экспертиза на различных стадиях законодательного процесса» выступила Светлана Мигаль, модератор круглого стола. Она рассказала о результатах выборочного анализа нормативных актов законодательных органов субъектов РФ, посвященных регламентации порядка проведения и рассмотрения результатов общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – экспертиза). По большей части нормы, регулирующие автотехническая экспертиза автомобиля порядок ее проведения, находятся в законах субъектов РФ о противодействии коррупции. Широкое распространение также получили постановления законодательных органов, которыми утверждаются положения о порядке проведения данного вида экспертиз. Включаются нормы об экспертизе и в регламенты законодательных органов (в Камчатском крае, Кемеровской, Иркутской области). Небольшая часть субъектов обязывает инициаторов законопроектов еще до внесения их в законодательный орган провести экспертизу, для чего предписывает разместить проект в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте государственного органа.

Другой вариант — проведение экспертизы на стадии предварительной подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении (сроки от 3 до 10 рабочих дней. В Хакасии – 14 календарных дней). Встречаются и положения, предусматривающие проведение экспертизы на стадии подготовки ко второму чтению. Помимо слишком коротких сроков для проведения общественной антикоррупционной экспертизы, проблема, заключается в том, что экспертиза проводится по проекту закона, текст которого в результате доработок, изменений к первому и второму чтению, может существенно измениться, и эти изменения автотехническая трасологическая экспертиза уже не охватываются проведенной экспертизой. Более удачным вариантом регулирования докладчику представляется включение норм о порядке проведения экспертизы в регламенты законодательных органов, в числе которых — положения об уведомлении экспертов о месте и времени рассмотрения заключения по результатам с антикоррупционной общественной экспертизой и обеспечении возможности их участия в заседаниях комитетов, иных рабочих органов при рассмотрении заключений.